Николая Кирилловича Кижапкина без преувеличения можно назвать мастером фотографии. Среди его работ пейзажи, портреты, виды родного города. Все, что он ни делает – по-настоящему правдивое и глубокое.

18 03-6

Если это лица людей, то они настолько выразительные, что понимаешь: за  кадром не просто мастер, но и психолог, сквозь объектив фотокамеры запечатлевающий внутренний мир человека. Если это пейзаж, то это эмоция природы – робость лучей восходящего солнца, освещающего сонную реку у леса, сочные краски осени, холодная красота студеной зимы. Но для фотографа Кижапкина, к слову, ветерана милицейского труда, - важна не только лирика, но и умение находить нестандартные идеи. Он уверен, что помимо дара фотограф должен обладать знаниями, ведь и у фотографии есть свои законы. А еще не мыслим фотограф без терпения и выдержки.

Про таких как Кижапкин говорят, что родился с фотоаппаратом в руках. Еще пацаном-шестиклассником маленький Коля загорелся фотоделом. Сначала присосеживался к деревенским – тем, кто имел в своем распоряжении такую роскошь, как фотоаппарат, потом к увлеченным фотографией фронтовикам. Смотрел и запоминал, а вскоре купил на сэкономленные деньги свой первый «Любитель» - так назывался советский среднеформатный двухобъективный фотоаппарат. В кадр тогда попали пейзажи родного села Отрок Идринского района Красноярского края с его живописнейшей природой и двумя красивыми извилистыми реками Сыда и Отрок, соседские ребятишки и домашние животные.

Уже в выпускном классе в сенокосную страду  Николай заработал деньги на более совершенную технику. Настоящим праздником стала покупка «Смены». Этот фотоаппарат специалист называет воистину народным и даже культовым. Он был удивительно прост в обращении, имел шкалу символов погоды и светочувствительности пленки, что позволяло определить экспозицию вне помещения даже фотолюбителю, имеющему слабые познания в области фотографии. Николай признается, что фотографировал со «Сменой» много и охотно, не оставляя увлечение ни на минуту. Даже во время прохождения армейской службы в одно из увольнений он купил себе «Киев-4», который ценил за хороший набор выдержек и качественный парк оптики. Так в архиве появились снимки сослуживцев и армейские будни.

После службы в армии Николай поступил на службу в Центральное РОВД в Красноярске, где служил до 1978 года, пока родственники не переманили в Черногорск. Навыки фотографирования очень помогли на новом месте работы. Он фотографировал места совершения дорожно-транспортных происшествий. А в свободное от службы время в кадр возвращались близкие сердцу портреты и пейзажи.

В 1981 году в штат отдела внутренних дел Черногорска ввели должность эксперта-криминалиста. Николай сразу пошел к начальнику ОВД и заявил о своем горячем желании попробовать силы в новом качестве. Когда Николай Кижапкин рассказал о том, что уже довольно давно занимается фотографией, руководитель ведомства подумал, что вряд ли найдет на эту должность более достойного претендента. И не ошибся. В распоряжении новоиспеченного эксперта были фотоаппарат «Зенит» и экспертный чемодан с весьма скромным по сегодняшним меркам набором технических средств. Кстати говоря, Николай был единственным экспертом в отделе, потому у него не было ни наставников, ни советчиков. Азы криминалистической науки постигал самостоятельно по книгам. Помогла и практика, и опыт фотографирования.

Работал эксперт с азартом. Некоторые из преступлений, раскрытых с помощью его профессиональных познаний, память хранит до сих пор. Как-то зимой на бывший комбинат строительных материалов Черногорска проникли злоумышленники и украли электроприборы. При этом имущество любители чужого добра увозили с территории предприятия на санках. Именно борозда от санок стала не просто  зацепкой в деле, а едва ли не главной уликой, которая помогла выйти на след преступников.

Еще по одному уголовному делу фигурировала автомашина КРАЗ. На крупногабаритной технике преступники также увезли электрооборудование и запчасти. Экспертом Кижапкиным был сделан гипсовый слепок. А так как на одном из колес автомашины имелись повреждения, вскоре местонахождение КРАЗА было установлено. След от поврежденной шины, изъятый с помощью гипсового слепка, помог найти и технику, и злоумышленников.

Излишне говорить, что ни один осмотр места происшествия не обходился без фотографирования, ведь значение фотосъемки трудно переоценить и сейчас. Она, по словам специалиста, необходима для воссоздания общей картины.

Собственные бесценные опыт, профессиональные знания, умения и навыки Николай Кижапкин отдавал службе и общему делу до 1993 года, когда его, как многие называли – эксперта от бога, пригласили обучать слушателей Учебного центра МВД в Абакане. В 1996 году эксперт вышел на заслуженный отдых.

Оглядываясь на свое профессиональное прошлое, Николай Кижапкин отмечает, что в чем-то экспертам его поколения было сложнее, ведь многое приходилось делать вручную. В арсенале сегодняшних криминалистов новейшая аппаратура, дактилоскопическая система, чемодан с порошками и химикатами… Вместе с тем, эксперт-профессионал считает, что главное – это качества, которыми должен обладать человек, выбравший для себя эту непростую стезю. По мнению Николая Кижапкина, экспертиза – это своего рода искусство. Согласитесь, не каждому дано умение правильно прочитать увиденное. Нужно обладать особым чутьем. Но все-таки самым главным качеством Николай Кижапкин называет золотое правило любой профессии: делай то, что умеешь, а главное – любишь. Увлечение фотографией, которое когда-то стало стартом в профессию, определило жизненный выбор Николая и позволяет ему и сегодня в полной мере ощущать востребованность своего таланта к фотографическому ремеслу. Николай Кижапкин  по сей день в полной мере реализует свою страсть к фотоискусству, участвуя в различных конкурсах. Например, в конкурсе «Наш город» он трижды занимал призовые места.

По признанию самого фотографа, у него, как у любого творческого человека есть Муза – любящая супруга Татьяна, с которой они вместе вырастили сына и дочь. И хоть дети не пошли по стопам бесконечно увлеченного фотографией отца, зато именно он сумел воспитать в их сердцах главное – любовь и уважение к выбранному самостоятельно жизненному делу.

Алёна Тоторова

Работы Николая Кижапкина: 

18 03-3

18 03-5

18 03-4

comments powered by HyperComments