Александра Николаева – учредителя и руководителя тренингового центра «Альбатрос» – я впервые встретила на ярмарке-выставке “Сделано в Хакасии”, где он дельно и зажигательно вел бесплатный тренинг по маркетингу. Позже прошла уже его платную программу. Взяла многие вещи на вооружение. Например: «Маркетинг — это вы во всех проявлениях. Грязные ногти у ваших продавцов в магазине, неубранная швабра в туалете — это тоже маркетинг». И еще очень понравилось определение маркетинга католической церковью: "То, насколько ты любишь ближнего, определяет величину Божьей благодати тебе в виде прибыли". В этом интервью я расспросила Александра, на основании какого опыта он стал вести бизнес-тренинги, чем красноярские предприниматели отличаются от абаканских и как бороться с кризисом?

07 04-6

Александр, расскажи о себе, образование, опыт работы — все это важно. Ведь чтобы успешно вести тренинги по бизнесу, я считаю, самому надо быть предпринимателем.

Мне 38 лет. Родился и вырос в Минусинске, закончил ХГУ в Абакане. Сразу после учебы работал журналистом, затем штатным помощником депутата Государственной Думы. Когда истек срок государственного контракта, вместе с друзьями открыл свой бизнес – бесплатную рекламно-информационную газету. Я отвечал за отдел продаж. А через 2 года мне предложили возглавить городскую телекомпанию Минусинска. Так под моим руководством оказалось 30 человек. За эти 6 лет работы директором и главным редактором я получил бесценный опыт работы с людьми. И очень доволен результатами компании за эти годы. Наши журналисты получили множество наград на региональных и межрегиональных конкурсах. На новый уровень подняли технологический уровень компании. Я нес ответственность и за редакторский состав, и за работу отдела продаж, нанял и воспитал несколько талантливых «продажников» и журналистов, причем с нуля. Во многом благодаря этому опыту я сегодня и веду тренинги по маркетингу, менеджменту и управлению персоналом.

Александр, а каким, на твой взгляд, должен быть хороший руководитель?

Главнейшая задача руководителя – это развитие своих подчиненных. Я счастлив и горд тем, что мне удалось создать дружный, сплоченный и профессиональный коллектив. Что смог помочь реализоваться людям, которые нашли свое дело и, по сути, себя. Когда уходил из компании, несколько сотрудников сказали, что я стал лучшим руководителем из тех, с которыми они работали за всю свою жизнь. Для меня это самая важная награда.

Как все-таки оказался в Абакане у руля тренингового  центра?

После ухода из телевизионной компании снова полтора года по контракту работал на госслужбе и в это время начал посещать и проводить тренинги – по бизнесу и личной эффективности. Закончил Международную академию коучинга «Максимум», у меня международный сертификат профессионального коуча. А когда контракт на госслужбе истек, решил уже профессионально заняться  сферой бизнес-консалтинга и устроился на работу в Красноярске в московскую компанию «Бизкон», специализирующуюся на консультировании малого и среднего бизнеса, где возглавил направления «маркетинг» и «обучение персонала продажам». За год работы в этой компании я окончательно убедился, что полностью готов открыть свой собственный тренинг-центр там, где захочу. Остановил свой выбор на Абакане. Я люблю этот город, здесь прошли мои студенческие годы, да и экология гораздо лучше, чем в Красноярске.

А чем предприниматель в Абакане отличается от предпринимателя в Красноярске?

Главное отличие, которое сразу бросилось в глаза – минимальное использование возможностей Интернета для бизнеса в Абакане. В Красноярске даже небольшие компании тратят десятки тысяч на рекламу в Сети. В Абакане этого нет, и это оправдано – зачем искать в Яндексе, где купить пальто, если можно позвонить подружке, и она назовет тебе 7 основных магазинов верхней одежды. Однако конкуренция усиливается, и наиболее дальновидные предприниматели Абакана начинают освоение Интернет-пространства.

Ответь, пожалуйста, на главный вопрос многих начинающих бизнесменов: «Что надо делать для того, чтобы твой бизнес стал успешным?»

Главный маркетинговый секрет прост – нужно делать свое дело с душой и выкладываться для клиента на 110%. Это когда ваш товар или сервис превзошли ожидания клиента. Ведь пресловутое «сарафанное радио» возникает именно тогда, когда вы даете человеку больше, чем он ждал. Превосходите ожидания клиента каждый день, и тогда ваш бизнес будет расти и развиваться, несмотря ни на какие кризисы.

Кризис — больная тема сегодня! Что ты думаешь по поводу кризиса и как с ним бороться?

В чем проявляется кризис? Люди стали меньше тратить денег. Но ведь не перестали тратить их совсем. Люди стали покупать что-то подешевле, выбирая более придирчиво. Деньги стало труднее «взять» у покупателей. Например, на рынке 10 ларьков с хлебом, если раньше покупатели приносили 1000 рублей в день, теперь стали приносить 750. А в каждом ларьке разный хлеб – где-то черствый или пережаренный, а бывает еще и продавец сидит в своем телефоне – минимум внимания, а самых придирчивых покупателей и вовсе разгоняет, мол, не нравится – не берите. Что произойдет на нашем гипотетическом рынке через некоторое время? Покупатели перестанут брать хлеб там, где его качество «не очень» и продавец хамит. Поэтому 2-3 ларька, у которых проблемы с продуктом, сервисом и ценообразованием, закроются. То есть те 7 или 8 ларьков, у кого все в порядке, еще и выиграют, заполучив постоянных клиентов из бывших покупателей закрывшихся ларьков.

Так что когда бизнесмены жалуются на кризис, я спрашиваю: « А как у вас обстоят дела с системой продаж в компании? Как вы привлекаете себе новых клиентов? Что вы делаете, чтобы они стали вашими постоянными клиентами? Как вы добиваетесь их расположения, чтобы конкурентам было бы практически невозможно их переманить?»

А как, действительно, всего этого добиться?

Консультации руководителей по этим вопросам и есть моя работа. Но если вкратце: в компании должна быть отлажена система привлечения новых клиентов, механизм удержания постоянных клиентов. Нужно создать систему обучения и контроля работы персонала, они должны знать и выполнять планы продаж. Компания должна иметь цели на год и на квартал, для этого, кроме прочего, нужен маркетинговый календарь, у продавцов должны быть сценарии продаж.

С другой стороны, кризис — отличная возможность для старта. В каких сферах, по-твоему, можно создать сегодня успешный бизнес в Абакане?

Наработать свой сегмент рынка можно в любой сфере. И не обязательно изобретать велосипед. Выберите уже существующую на рынке сферу, которая вам нравится и вы в ней хорошо разбираетесь. И сделайте свой бизнес лучше, чем у конкурентов – выгоднее предложение за ту же цену, качественный персонал, дополнительный сервис. Главное – любите свое дело всей душой. Это почувствуют и ваши сотрудники – вокруг вас создастся сильная команда, и ваши клиенты – ваш бизнес будет расти!

Лена Андрианова

фото Андрей Артыков

comments powered by HyperComments