14 04-1

Жизнь идет своим чередом: люди рождаются, живут, умирают. Наше время настолько проникнуто суетой, что сейчас мало кто об этом крепко задумывается. И как напоминание нам о человеческом бытии являются различные мировые события, которые все-таки хоть и ненадолго, а для кого-то возможно и не очень впечатляюще, но все же воздействуют. К таким событиям можно причислить уход из жизни людей, которые внесли определенный заметный вклад в копилку человеческой культуры. Уже давно, можно сказать, началась неутешительная жатва: уходят из жизни великие поэты и писатели, актеры, музыканты и певцы. Особенно заметны в этом актеры и певцы, так как творчество многих из них наполнено яркой харизмой. И вот, совсем недавно, буквально два месяца назад, 25 января сего года закончил свой жизненный путь один из редчайших обладателей лирического тенора с неповторимым тембром, греческий певец Демис Руссос. Его популярность объяла весь мир, особенно любителей лирической и романтической песни, но мало кто знает, что начинал он в жанре рок-музыки. Но, для начала, окунемся немного в историю. Настоящее имя Демиса – Артемиос Вентурис Руссос и родился он 15 июня 1946 г. в египетском городе Александрия. Его родители были преимущественно греческого происхождения, и потому после Суэцкого кризиса в 1956-м они перебрались в Грецию (в древности она называлась Эллада). Отец Демиса Георгий был инженером, но очень любил музыку и прекрасно владел классической гитарой, а мать Ольга была даже известной певицей. Это сыграло решающую роль для талантливого мальчика, которого, кстати, определили петь в хор Православной Византийской Церкви. Пять лет, проведенных в церкви, не прошли даром: Демис изучил музыкальную теорию, научился играть на гитаре, контрабасе, трубе и органе и, конечно, петь. Это весьма пригодилось ему для участия в разных музыкальных коллективах. Часто Демис играл на трубе, но в большинстве случаев на бас-гитаре. И вот, как то, играя в команде «Ви Файф», он, воспользовавшись отлучкой вокалиста, показал себя как отменный певец, исполнив кавер-версию гр. «Animals» «Дом восходящего солнца». После этого он задумался о создании собственной группы и в 1963 г. в Афинах встретил таких же, как и сам, талантливых музыкантов. Это были барабанщик Лукас Сидерас, Агирилос Кулурис и клавишник Вангелис. Так возникла интереснейшая команда в истории рока « Aphrodites Child» («Дитя Афродиты»). Группа записала на греческом отделении фирмы «Phonogram» пару песен, которые сразу же были тепло приняты в Европе. В результате, «Дети Афродиты» в 1968 г. получили приглашение поработать в столице Англии – Лондоне, но тут возникли различные сложности, и Кулуриса призвали в армию. В это же время к власти в Греции пришли «Черные полковники». Вангелис, Сидерас и Руссос принимают решение обосноваться в Париже. Здесь с помощью продюсера Пьера Сберро они записывают хит «Дождь и слезы», принесший группе мировую известность. Следующий диск группы «It*s Five О*Clock» вышел в 1970-м, и одноименная песня стала хитом в чартах.

Группа обрела в Европе немалую популярность, да и было отчего. Их композиции были довольно оригинальны, можно с уверенностью сказать, что это были одни из первых ласточек зарождающегося прог-рока. На клавишах – великолепный Вангелис, а шикарный голос Руссоса заставлял слушателей замирать. Команда начала записывать в начале 1971-го третий диск «666», и к ним присоединился вернувшийся из армии Кулурис. Но этот альбом оказался последним для «Детей Афродиты», так как между ними пошли разногласия. Вангелис и Руссос разошлись по разным сторонам и приступили к созданию собственных сольных проектов. Уже в ноябре 1971 г. Демис выпускает свою первую пластинку «On the greek side of my mind» – «Мой разум в греческую сторону». Интересная работа, так как здесь чувствуется продолжение линии прогрессив-рока и яркие вкрапления этники.

Настоящий успех пришел к певцу с появлением альбома 1973 г. «Forever and Ever» («Навсегда и когда-нибудь»), в который вошла вышедшая годом раньше на сингле хитовая песня «Мy Reason» и еще несколько шедевров Демиса Руссоса. Центральная вещь альбома с тем же названием также вышла синглом и стала классикой на все времена. Достаточно отметить, что этот сингл разошелся по свету в количестве 12 млн экземпляров. Так 1973 г. стал для Демиса Руссоса годом небывалого успеха. На этой волне он выступает по всему миру. Следующий, 1974 г., продолжает это триумфальное шествие, довершением к чему явилась новая пластинка «Мy only fascination», и одноименная песня «Мое единственное увлечение», естественно, достигла вершины в хит-парадах.

Не стал исключением и 1975 г. Певец записывает следующий диск «Souvenirs» («Сувениры»), который также поднялся на самую вершину чартов. В результате чего все три последних альбома Демиса возглавили в 1975-м вершины хит-парадов Англии, чего никогда прежде не случалось. Оттого это явление названо «Феномен Руссоса». И, конечно, никак нельзя, рассказывая о Демисе Руссосе, не вспомнить известнейший шедевр певца, который имеет название «От сувениров к сувенирам»…

Но после этого такая сверхпопулярность альбомов певца заметно пошла на убыль. Хотя надо заметить, что это не повлияло на популярность самого певца, и получалось это именно из-за концертных выступлений, которые всегда отличались оригинальным шоу, экстравагантным поведением певца и уникальными костюмами. Все так было мастерски выстроено, что к выходу Руссоса публика оказывалась основательно разогретой. Но в 1980-м Демис все же блеснул еще одним хитом – «Lost in Love» («Потерян в любви»), который был спет в дуэте с певицей Флоренс Уорнер.

В 1982 г. Демис всех удивил альбомом “Attitudes” — возможно лучшим из того, что он записывал. Продюсером альбома был Рейнер Питш из гр. «Tangerine Dream». В альбом “Attitudes” вошла песня «Дом Восходящего солнца». К сожалению, альбом не имел коммерческого успеха, но для любителей крепкой, вкусной музыки он представляет несомненный интерес. Богатые, красочные аранжировки в духе симфо-рока здесь явно возымели действие на Руссоса, но, я думаю, лучше просто все это послушать…

Со своей новой подругой Памелой Демис вылетел из Афин в Рим 14 июля 1985 г. Их самолет захватили террористы-арабы, и Демиса семь дней продержали в заложниках в Бейруте. Правда, к нему отношение было довольно приличное, если не считать того, что певца заставляли постоянно петь. Но постепенно Руссос опять набрал творческую форму и, кстати, физическую, похудев на 55 кг, о чем написал в своей книге-бестселлере «Как я похудел». Уже на следующий год он опять начал выпуск альбомов и, считая Францию своим вторым домом, записал диск «Voice & Vision» на французском языке, где песня «Можно писать на стенах» стала во Франции большим хитом.

Проявил себя Демис Руссос и как христианин: в 1995 г. вышел в свет его диск, посвященный Рождеству Христову, под названием «Христианский альбом», где были спеты многие известные и не очень весьма замечательные песни мира этого вечного жанра.

Демис Руссос бывал не раз и в нашей стране, где его весьма почитают, особенно представительницы прекрасного пола. Кстати, певец закономерно считается отъявленным сердцеедом. Но все-таки, надо сказать, эксперименты с похудением дали и обратный эффект. В последние годы Демис тяжко болел, хотя и выступал не часто, и дисков выпускал уже явно меньше. Последняя студийная работа Руссоса – альбом «Demis» 2009 г. Здесь в его голосе поразительно заметна удивительная метаморфоза. Он стал ниже и ужесточился, но все сочетается весьма гармонично: певец вернулся к своим корням – к року, хотя, надо сказать, альбом больше блюзовый.

И вот, два месяца назад в возрасте 68 лет великий греческий певец покинул сей мир в одном из госпиталей столицы Греции. Здесь же, в Афинах, на одном из элитных кладбищ и был похоронен. Вечная ему память. И в нашем мире навсегда останется его необыкновенный, высокий, романтическо-лирический голос и удивительно красивые песни.

Валерий Катин.

comments powered by HyperComments