Уважаемые читатели, продолжим раскрывать необъятную тему "История развития современной музыки"! И на сих страницах мы расскажем о музыканте, личность которого, бесспорно, считается выдающейся в истории развития рок-музыки. Да и до конца своей жизни (а она оборвалась совсем недавно, пару лет назад) Рэй Манзарек (Ray Manzarek), таково имя сего музыканта, постоянно находился в активном тонусе рок-н-ролла. Полное имя – Рэймонд Дэниэл Манзарек, хотя у его польских предков фамилия звучала так – Манжарек. Родиной Рэя стал большой американский город Чикаго, где он, будучи семилетним мальчиком, взялся за освоение фортепиано. Еще школьником Рэй вместе с братьями Джимом и Риком создал свою первую группу. То были 50-е годы прошлого столетия, время первой волны рок-н-ролла и блюза. Поступив в начале 60-х на кинематографический факультет Калифорнийского университета, Манзарек вместе с братом Риком собирает команду Rick&The Ravens, где не только играет на клавишах, но и поет, за что и получил прозвище «Скримин Рэй Дэниэлс» ("Пронзительно вопиющий Рэй Дэниэлс"). Кстати, программа "Амальгама", посвященная Манзареку, содержит редкую уникальную запись 65-го года этого коллектива" Soul Train" – "Душа поезда".

05 05

Именно в "Рик энд Рэйвенс" Рэй сдружился с гитаристом Робби Кригером, и сия дружба оказалась крепкими творческими узами на всю жизнь. Но очень важной вехой в истории рока явилась встреча Рэя на пляже со своим сокурсником Джимом Моррисоном в 1965 г. (а это ровно полвека назад). Джим поведал Рэю о своих поэтических изысканиях, и это явилось началом создания одной из величайших команд рока – "Doors" («Двери»). Название группы было навеяно книгой англ. писателя Олдоса Хаксли «Двери восприятия». Фронтменом группы стал Моррисон, гитаристом – Робби Кригер, барабанщиком – приглашенный из "Рик энд Рэйвенс" Джон Дэнсмор. Надо обязательно заметить, что именно уникальное звучание и манера игры Манзарека определили основной инструментальный стиль и саунд группы. Стихами и вокалом заправлял Джим Моррисон, а бремя композиторства легло на плечи всех участников группы, хотя здесь сильно выделялся Робби Кригер. Но все же львиная доля аранжировок принадлежала Рэю Манзареку. Благодаря его нововведению, а именно: одновременной игре левой рукой на клавишном бас-синтезаторе «Fender Rhodes Bass» (из-за отсутствия басиста в команде), а правой на электрооргане «Vox Continentail», "Doors" оригинально отличались на концертах от большинства групп того времени. А чего только стоит, благодаря Манзареку, одна из первых знаменитых композиций «Дорз» – «Light my fire» («Зажги во мне огонь»). Безусловно, Дж. Моррисон – великая рок-н-ролльная личность. Несмотря на многие свои косяки (а кто не без греха), его стихи считаются шедеврами, да и голос попал прямо в ту самую нужную обойму, которую создавали остальные участники группы "Doors". И опять повторюсь: очень и очень многое лежало на плечах Рэя Манзарека. Даже вокал Моррисона был поставлен им, не говоря уже об аранжировках и красивой яркой игре на клавишных. Достаточно послушать один из неувядаемых шедевров "Дорз", чтобы насладиться тем состоянием, какое создает команда и во многом – Манзарек своим филигранным почерком игры на клавишных инструментах, «Riders on the storm» –"Оседлавшие бурю".

Так получилось, что эта композиция оказалась последней песней группы и была исполнена на сцене всего один раз. После этого Джим Моррисон в 1971 г. поехал в Париж, дабы вылечиться от наркотической зависимости, но там же и закончил свой жизненный путь. Детали его кончины считаются до сих пор невыясненными. Музыканты же "Doors", хоть и претерпев немалый шок, попытались продолжить проект без Джима. Партию вокала на себя взял, конечно, Манзарек. Так появился альбом 1972 г.«Фулл Циркль».

Но без Моррисона это уже не та элитная команда... Этот и следующие альбомы не смогли достичь былого успеха. Музыканты законсервировали проект на время, и Рэй Манзарек обратился к сольной деятельности. В 1974-м он выпустил пластинку «Золотой скарабей», где посреди симпатичной музыки приятно выделяется крепкий брутальный вокал Рэя Манзарека.

Тот же 1974 г. оказался для Манзарека весьма продуктивным в плане соло-проектов, и вскоре появляется еще один альбом в духе классического забойного рок-н-ролла. Очевидно, сработала какая-то ностальгия по светлым, юным беззаботным годам.

Во второй половине 70-х Рэй Манзарек совместно с гитаристом Полом Уоренном, басистом Найджелом Харрисоном и барабанщиком Джимми Хантером создает группу «Night Sity» («Ночной город»). На мой взгляд, это в свое время весьма недооцененный проект. Было выпущено всего 2 пластинки, и мы слушаем «Ангел не имеет свободы» с диска 1977 г. как пример качественного, крепкого глэм-рока.

В 1978 г. Манзарек, Кригер и Денсмор решили поставить жирную точку в творчестве "Дорз", причем с участием покойного Дж.Моррисона. Они собрали начитанные когда-то вживую рок-поэтом стихи, написали к ним музыку и записали диск «Эн Америкэн Прэйер». Мнения критиков и слушателей разделились, но некоторые вещи весьма впечатляют, например, «Ghost song».

Далее Манзарек довольно успешно продюсировал одну из панковских групп, но в 1983-м решил вдруг замахнуться на создание собственной рок-оперы «Кармина Бурана» на основе произведения немецкого композитора Карла Оффа. Получилась довольно шикарная вещь, но критики сего не поняли. После этого Рэй Манзарек надолго ушел в тень и снова появился в начале 90-х для осуждения Оливера Стоуна за перевирание некоторых фактов из жизни "Дорз" в его одноименном фильме. Это в свою очередь подвигнуло Рэя к изданию собственных литературных опусов на тему "Doors". В 2000 г. Манзарек попробовал себя и на поприще кинематографа в роли сценариста и режиссера триллера «Лав хие Мэдли». Правда, диск с записью звуковой дорожки фильма вышел только в 2006-м.

Вообще, эта музыка Рэя Манзарека явственно отличается от того, что он когда-либо делал. Для всех этот альбом – неожиданность, красивый фьюжн, но все равно, на фоне современных сэмплированных звуков, мы узнаем старые добрые органные аналоговые тембры. Как будто встреча двух эпох. И это весьма трогает, во всем этом такая жизнь…

Спустя немного времени, Рэй Манзарек решил опять обратиться к старой доброй крепкой музыке и совместно с гитаристом Рой Роджером сооружает пару блюзовых проектов. И "Амальгама" может предложить вашему вниманию «Blues in my shoes» («Блюз в моих туфлях») из альбома 2011 г. «Translucent blues».

Под занавес жизненного пути Рэй Манзарек вновь соединился с гитаристом "Дорз", старым другом Робби Кригером, назвав свою группу «Райдер он зе шторм» («Оседлавшие Бурю»). Они изрядно поколесили по миру с песнями "Doors", благо, нашелся замечательный вокалист, Бретт Скалионс, причем внешне похожий на Джима Моррисона. Музыканты трижды побывали и в нашей стране, порадовав российских любителей добротной вкусной музыки. Но 20 мая 2013 г. Рэй Манзарек скончался от тяжелой болезни в немецком городе Розенхайме в окружении своей семьи. С его кончиной завершилась целая эпоха – старый добрый рок конца 60-х годов прошлого столетия. Эпоха "Doors".

Валерий Катин

comments powered by HyperComments