24 03-117 марта во внеконкурсной программефестиваля «Золотая Маска» артисты Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» познакомили европеизированных московских зрителей с феноменом хакасского театра – спектаклем «Ахол», который предварительно был отрекомендован как«образец действа непостижимого и завораживающего». Народные танцы, горловое пение, звуки хакасских инструментов и непривычный язык – все это впечатлило и погрузило их в другую реальность, напомнило о красоте и безграничности мира.

Творчество театра «Читiген» постоянно находится в фокусе пристального внимания театральных критиков. Хакасский театр интересен тем, что хранит этнические элементы, самобытную музыкальную структуру, аутентичные инструменты, яркие национальные одежды. В спектаклях театра «Читiген» критики узрели элементы буддийских мистерий приближенность к классическому японскому театру, китайской опере.

Павел Руднев, театральный критик, искусствовед: «Включив спектакль театра «Читiген» в специальную программу «Золотой Маски», я хочу обратить внимание москвичей на тип этнического театра, который, к сожалению, в России мало развит. Про этот феномен очень мало разговоров и дискуссий, учитывая тот факт, что в России масса национальных театров. Театр «Читiген» - уникальный театр, один из важнейших игроков на этом поле. Говорю об этом как человек, который в курсе того, что происходит в культурном пространстве России, такого театра нет нигде, аналогий к нему не подобрать, здесь и элементы пратеатра, китайской оперы, бытового юмора, психологизма.

Часто национальные театры оказываются, изолированы, для них очень мало фестивалей. Современный этнический театр не встроен в общую российскую систему. В этом плане очень перспективен и интересен опыт театра «Читiген», его попытки быть одновременно хакасским и мультикультуралистским. Это попытка выйти на территорию другой культуры соединиться с ней и пытаться увидеть в нее самого себя.

Я второй раз смотрел спектакль, следил за действием и думал о том, как переплетаются сюжеты из одной культуры в другую - видел в спектакле мотивы из В.Шекспира «Укрощение строптивой», в конкурсе певцов - «Тангейзер» Вагнера…»

После спектакля состоялось активное обсуждение увиденного зрелища. Зрителей интересовало многое: как возникает этнический театр, каковы причины; есть ли зрители у театра в Абакане, ставит ли театр спектакли для детей на хакасском языке; исполняют ли хакасские женщины горловое пение; по какому принципу происходит сочетание живого звука и фонограммы; как проходят показы в селах республики и много другое.

Видео-версию обсуждения спектакля «Ахол» в проекте «Маска Плюс» можно посмотреть на сайте театра: www.chitigen.org

Всего три дня пробыли в Москве артисты театра «Читiген» и они стремительно пролетели, некоторые из молодых актеров впервые посетили Красную площадь и получили феерические впечатления от ночного города, а особо непоседливые успели попасть на мероприятии, посвященные празднованию вхождения Крыма в состав России.

comments powered by HyperComments