В этом году нам с мужем снова выпала очень редкая возможность отдохнуть вместе целых 2 недели! И ничего, что отпуска выпали на август. Он в этом году удался – жарко, в меру дождей, а в Хакасии множество мест, где мы еще не были.

Первым пунктом назначения стало озеро Дикое, недалеко от Абакана, очень тихое комфортное место. Короче, в самый раз для того, чтобы раскачаться перед дальними поездками.

Проезжаем Салбыкский курган, одно из моих любимых мест. С одной стороны, это не что иное, как древние могилы, но, с другой, сакральное место, окутанное легендами и тайнами. Кому-то здесь нравится, а кого-то эти нагромождения скальных плит разочаровывают. Но, если уж у вас получится побывать в этих местах, обязательно загадайте желание у входа в главный курган. Проверено – мое желание уже сбылось.

За Сорском расположился красивый санаторий «Туманный». Но нам дальше. Еще немного по грунтовой дороге и въезжаем в лес. Вот оно, озеро Дикое! Оно считается очень полезным, потому что насыщено радоном. Наверное, это еще один плюс нашему отдыху.

Когда приехали, лил сильный дождь. В перерывах между грозовыми всплесками муж собрал палатку и даже умудрился приготовить шашлык. А мы с дочерью сидели в палатке, дегустируя поджаренное мясо шашлыка, и слушали стук капель по крыше. На следующий день погода порадовала: мы вволю накупались под жарким солнышком, побегали за местными сусликами и покормили диких уток на озере.

Живность здесь заслуживает особого внимания. Утки боятся подплывать вплотную. Зато с удовольствием едят все, что им бросают в воду, радуют зевак нырками в воду, при этом забавно выставляя из воды свои хвостики и лапки. А суслики чувствуют себя здесь просто хозяевами жизни. Стоит только замереть и сделать вид, что тебя нет, как тут же все твои вещи исследуются ими, а все вкусное (на их взгляд) утаскивается. Комаров на озере мало. Кругом очень чисто. Каждое утро на побережье проходит уборка мусора. Мусорные контейнеры стоят через каждые 10 метров. Для отдыха семьей – это просто рай. Есть детские площадки, а тихая атмосфера дает возможность получить от природы необходимую жизненную энергию.

Далее мы отправились на Ивановские озера, которые находятся в Орджоникидзевском районе, близ поселка Приисковый. О красоте этих места мы наслышаны давно. Сразу скажу, ехать долго и тяжело. На все про все от Абакана до базы в Главстане у нас ушло 5 часов езды. Последние 70 км была гравийка, но хорошая, широкая и укатанная. Главстан – это бывшая деревня сразу перед поселком Приисковый. Сейчас там 2 или 3 дома. От остальных домов остались только срубы с крышами и пустыми окнами. Самое место, чтобы в «Сталкер» наяву играть. А Приисковый – это вообще тупик, за ним нет ничего жилого. Поселок основан благодаря фабрике по переработке золота. Но если вы ожидаете увидеть хоть что-то похожее на этот благородный металл, то я вас разочарую. Все разбито, а то, что осталось вызывает ассоциации с нищетой, неухоженностью. Нет ни одного дома, ни одного двора, на котором бы хотелось остановить взгляд. Даже турбазы непосредственно в поселке не вызвали у нас желания в них остановиться.

Мы остались в Главстане. Честно говоря, нас просто упросили остаться на ночь девушки-хозяйки пока еще безымянного дома отдыха. Девчонки и цену оптимальную предложили (1400 руб. за 2-хместный номер), и удобства все предоставили: душ с горячей водой, туалет на этаже, завтрак на утро. Вечером мы сели и обсудили план похода на водопады. На утро мы были собраны, чтобы отправиться к озерам. На машине туда проехать нельзя. Для этого нужен или квадроцикл, кстати, самый распространенный здесь вид транспорта, или собственные ноги. Мы выбрали второе. И, на мой взгляд, не прогадали. Виды по дороге – великолепные. Мы шли, любовались, фотографировали. Идти, кстати, недолго – чуть больше 3-х км в каждую сторону. А до палаточного городка за Приисковым вполне можно доехать и на машине. Аренда «квадрика» от Главстана: туда и обратно обошлась бы в 5000 руб. Это цена от нашей базы. У других вполне может быть дороже.
Наконец, озеро и два водопада! До тех, что выше, мы не дошли. Ребенку было бы сложно подниматься дальше. Но нам хватило той красоты, что мы увидели. Тихое чистое озеро, безумно прозрачное, посредине отливающее зеленью, и в него падают два водопада. Хочется просто сесть на берегу, замереть и ни о чем не думать.

Но, к сожалению, это желание возникает далеко не у всех: на всем пути через лес валяются смятые пачки сигарет, кучки (пока не очень большие) пластиковых пакетов и бутылок. Даже у самого озера наросла куча из пустых пакетов сока, бутылок пива и т.п.

Мы с собой взяли всего одну бутылку воды. За время похода ее выпили и с ней же вернулись обратно. Мусор – это единственное неприятное впечатление, а все остальное – просто замечательно!
На нашей базе нам пообещали, что этой зимой Приисковый превратится в центр покатушек на снегоходах, сноубордах и лыжах. Что ж, надо будет обязательно приехать.

Очень интересно, что на Ивановских озерах много гостей из Красноярского края, Кемеровской области, а вот из Хакасии очень мало.

Последний пункт путешествия – деревня Усть-Каспа в Красноярском крае. Направление: Курагино – Кошурниково. Цель – Чинжебский водопад. Здесь самой удобной для нашей семьи оказалась база «Околица» в Усть-Каспе, точнее, усадьба. Цены этой части нашего маршрута оказались гораздо выше приисковых. 2800 руб. – за ночь на двоих (за ребенка плату не брали) + завтрак. Жили мы в главном гостевом доме: душа нет, но туалет и горячая вода на первом этаже в наличии.

Отдых, без преувеличения, райский! Хорошая домашняя еда, огромная территория для прогулок, куча всего для малышей. Наша дочь решила остаться здесь жить. Беседки, качели, мангалы, тропа в тайгу прямо из дома, на другой стороне дома выход на реку Кизир. Здесь много хариуса (без преувеличения!), можно заказать сплав, рыбалку, охоту… Все, что душе угодно – были бы деньги. Зато совершенно бесплатно – великолепные виды и чистейший воздух.

Мы обратили внимание, что в деревне почти нет домов с местными жителями. 70% земли оказалось под гостевыми домиками, дорогими дачами, детскими турбазами, домами отдыха. Сюда, действительно, очень хочется приезжать на выходные, гулять по лесу, встречаться с друзьями, порыбачить с удочкой.

К сожалению, мы не смогли выполнить свою главную задачу – доехать до водопада. От Кошурниково до нужного места всего 30 км. Но это просто отвратительная дорога: разбитая и заболоченная. Нам оставалось всего 10 км, а пришлось повернуть обратно. Муж просто побоялся, что наш «Марк» не выдержит и застрянет в грязи, а с такими пассажирами, как я и трехлетняя дочь, помощи взять неоткуда. Кроме того, что дорога никакая, так еще и местные жители постарались: из 30 км – 10 едешь по помойке. Причем буквально – стоит табличка: «Мусор не бросать. Штраф…», а кругом все: от рваных пакетов до сломанных диванов. Причем мусорка возникает на любом более-менее живописном месте.

Статистика говорит, в Хакасии увеличивается количество иностранных туристов. Стыдно показывать такое отношение к природе и своим родным местам, это явный показатель того, что у нашего общества очень низкая культура. Поэтому отдыхать в родном краю можно и даже нужно, но с уважением к природе!

Одним слов, впечатлений набрались на целый год, теперь планируем этот же маршрут повторить (хотя бы частично) на зимних каникулах. Присоединяйтесь!