Мне одного рожденья мало,
расти бы мне из двух корней,
Жаль, Черногория не стала
второю родиной моей.

(В.С. Высоцкий)

Черногория (Montenegro, CrnaGora) получила свое название из-за внешнего вида горы Ловчен или, что более вероятно, из-за ее темных хвойных лесов. Путешествие по Черногории мы спланировали таким образом, чтобы было возможно получить максимально полное представление об этой стране, поэтому побывали не только в тех местностях, которые расположены на побережье Адриатического моря.

Первым местом нашей дислокации почти случайно стало Плавское озеро. Однажды вечером, уже находясь на Балканском полуострове, мы планировали по гугл-картам дальнейший маршрут и тут увидели на северо-востоке Черногории озеро. Трудно сказать, чем оно нам так приглянулось, но выяснилось, что и база отдыха там есть на берегу, и номера можно забронировать без проблем по Интернету. В тот момент мы решили отложить на другое время поездку в Македонию и непременно попасть к Плавскому озеру. Наверное, уже тогда в глубине души я почувствовала, что это место меня просто очарует! Сейчас вспоминаю дорогу к озеру как интересное приключение, но тогда, чтобы достичь цели, пришлось изрядно поволноваться. Представьте себе: долго-долго едем рейсовым автобусом сообщением Приштина-Подгорица, медленно «ползем» на какой-то горный перевал, проходим два пограничных поста, уже глубокой ночью спускаемся по извилистой дороге с перевала, и вот водитель, наконец, сообщил, что сейчас будет поворот в сторону нужной нам деревушки. Поворот-то был, но автобус должен ехать прямо по трассе по своему определенному маршруту. В месте нужной нам остановки населенных пунктов не наблюдалось… Была, напомню, ночь… Шел дождь… А до деревни Плав километров 30… На долю секунды даже мне подумалось, что все плохо. Но тут водитель автобуса остановился возле машины местной ДПС, объяснил им, что двое путешественников в его автобусе пытаются добраться до Плава.

Сотрудники дорожной инспекции были настолько любезны, что вызвали нам такси и пустили к себе в машину, где мы благополучно дождались таксиста. Все хорошо, что хорошо кончается: примерно через час мы уже селились в номер на базе отдыха с очень приветливым хозяином, который называл Дениса «товарищ» на русском языке, а мне подарил бутылку воды, которую я собиралась купить… База отдыха оказалась большим трехэтажным домом, интерьер и экстерьер которого выполнены в этностиле. Деревянная массивная мебель, каменный камин, шкуры животных – все это походило на огромную хорошо благоустроенную охотничью избу. В ту ночь мы засыпали под кваканье лягушек, которых я фотографировала на следующий день в пруду на территории базы. На следующий день пошли пешком в деревушку, обойдя ее вдоль и поперек, отправили себе открытку с почты, пообщались с местными жителями.

В Плаве проживает около 3600 человек, но называть этот населенный пункт деревней было как-то непривычно: уютные и чистые улочки, симпатичные домики, очень ухоженные участки вокруг домов, сады с плодовыми деревьями, есть несколько супермаркетов и кафе. Почтальоны развозят корреспонденцию на мотоциклах, так как иногда приходится ехать в отдаленные участки поселка, а климат позволяет им делать это на двух колесах чуть ли не круглый год. Люди очень приветливые, многие, увидев нас, сразу здоровались первыми: «Добре!» Смотрели на нас с доброжелательным любопытством, ведь не так часто сюда иностранные туристы приезжают, все больше сами Черногорцы на базу отдыха наведываются, да еще городские жители, купившие в Плаве «домик в деревне».

Само Плавское озеро находится на высоте 900 метров над уровнем моря. Никаких автомобильных магистралей рядом не проходит, чистейший воздух и отличный климат. Я осталась в таком восторге от Плавского озера, что теперь мечтаю о собственном домике с участком на его берегу. Мы так мало времени провели в тех местах (всего два дня), но это были самые умиротворенные и вдохновляющие дни и вечер...

После Плавского озера наш путь лежал в столицу Черногории – Подгорицу, на самом деле исторической столицей страны является Цетине, но на сегодняшний день так сложилось, что большинство государственных учреждений, в том числе парламент и правительство, находятся в Подгорице, и ее теперь называют столицей. Это довольно крупный город, в котором живет около четверти населения страны.

Подгорица встретила нас палящим солнцем. Мы гуляли по пустынным улицам и не могли понять, почему так мало людей выходит на улицы в выходной день. Вечером же в центре города буквально было не протолкнуться от количества местных жителей, которые вышли гулять, дождавшись, видимо, спада жары. И ведь это был всего лишь май! Подгорица ничем особенным меня не удивила. Запомнилось большое количество пешеходных и автомобильных мостов (восемь!), ведь в центре города протекает изумрудного цвета с ледяной водой река Морача, самый большой и красивый из них – вантовый Мост Тысячелетия (открыт в 2005-м году).

Не могли не обратить на себя внимания памятники Пушкину с Натальей Гончаровой и Владимиру Высоцкому. Центр города, в котором мы провели наибольшую часть времени, застроен преимущественно панельными пятиэтажками времен социализма. Конечно, много и новых современных офисных зданий и жилых домов, площади, парки и памятники. Было интересно погулять по городу, но вряд ли у меня возникнет желание когда-то еще раз специально туда поехать.

В Подгорице мы не стали задерживаться надолго и поехали к Адриатическому морю. Будва – это, пожалуй, наиболее посещаемый туристами город на море. Но мы целенаправленно ехали в Котор. Котор – город удивительный, ведь помимо пальм, морского воздуха, огромных лайнеров, заходящих в его бухту, и дорогущих яхт на пристани, у него еще и богатейшая история. Старый город Котора по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских центров на Адриатике, внесенных ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. Городские стены строились и перестраивались с IX по XIX век, большинство зданий на территории старого города построены в период с XIV по XVIII век. Стены окружают старый город и поднимаются на каменистый холм, на который поднялись и мы, чтобы поснимать залив и город сверху. Сам Старый Город великолепен! Во многих средневековых постройках до сих пор живут местные жители. Некоторые подъездные лестницы настолько стерлись за века, что по ним опасно ходить из-за слишком закругленных краев ступенек. Туристический бизнес развит хорошо, помимо жилых домов много сувенирных лавочек, ресторанов и кафе (глядя на многие из них удивляешься тому, как они расположились, закрывая собой соборы и фасады домов), отелей и хостелов.

В Которской бухте, которая находится среди гор, очень спокойно. Жилые дома стоят всего в нескольких метрах от воды, потому что высоких волн не бывает. В мае еще никто не купается, сезон не открыт, но по моим ощущениям вода была теплее, чем летом в озерах Хакасии, поэтому мне не показалось зазорным быть единственной в купальнике на пляже и я с удовольствием поплавала в море. Помимо Котора на побережье мы побывали в Тивате, в Будве и в Перасте. В Пераст мы поехали только с одной целью – полюбоваться и сфотографировать два крошечных острова, всю территорию которых занимают храмы. Это удивительно и очень красиво. Прогулка по Тивату была непродолжительной, мы полюбовались яхтами и покупались в море. Рядом с Тиватом есть международный аэропорт, мы воспользовались его услугами, чтобы улететь в Белград, чтобы уже оттуда отправиться домой.

Черногория такая удивительная и разная, нам удалось посетить лишь немногие места. Внимания заслуживают еще многие города на побережье, самое большое озеро Балканского полуострова – Скадарское озеро (оно находится частично в Черногории, частично в Албании), многочисленные экскурсии – мне кажется, здесь каждый может найти себе отдых и развлечения по душе. Я очень надеюсь, что еще вернусь в эту страну.

О путешествии по Балканскому полуострову и другие фотоотчеты читайте в моем блоге по адресу http://kulchenko.livejournal.com/