Желание полететь на Филиппины у нас с мужем возникло не из-за большой любви к солнцу, морю и песку, а из-за любви к колориту азиатских стран. Мы не провели ни одного дня на пляжах этого островного государства, но с большим интересом побывали в самом густонаселенном городе мира, столице Филиппин – Маниле. На совсем небольшой площади Филиппин проживают 100 миллионов человек, а в столице с агломерациями – 12 миллионов.
25 8-1
Манила пережила много войн, побывала испанской и затем американской колонией. В периоды войн были разрушены многие архитектурные, исторические и культурные памятники, построенные европейцами. Самый старый район города — Интрамурос (переводится как «окруженный стенами»), был возведен испанской администрацией в конце 16 века. В его стенах проживали преимущественно испаноязычные семьи. Несмотря на то что в годы Второй мировой войны этот район был частично разрушен, до наших дней сохранились некоторые образцы старой испанской архитектуры. Сейчас Интрамурос является самым туристическим местом в городе, но меня он не слишком впечатлил.

Филиппины – очень бедная страна, где проживают миллионы бездомных людей. Благодаря теплому климату, многие люди годами живут на улице, не имея крыши над головой. Прогуливаясь по вечернему городу, не везде хорошо освещенному, стоило все время смотреть под ноги, ведь человек, уснувший на тротуаре на картонке, – обычное дело для Манилы.

Нельзя сказать, что филиппинцы лентяи, все стараются днем хоть как-то зарабатывать на пропитание, просящих подаяние людей совсем немного. Заимев велосипед, филиппинец приобретает дом и работу, для этого достаточно приделать самодельную кабину – и ночью будет, где спать, а днем можно заниматься извозом людей. Кроме велотрициклов есть и трициклы из мопедов. Такой транспорт доступен далеко не всем, и его водители, конечно, не такие худые и изможденные, как те, кому приходится крутить педали весь день. Такого транспорта в Маниле очень много, но самый известный вид общественного транспортного средства – джипни. После Второй мировой войны филиппинцам от американцев достались военные джипы. Местным так понравились эти машины, что они начали делать подобные автомобили сами в кустарных мастерских. По дорогам Филиппин ездят тысячи джипни, и среди них нет двух одинаковых. Каждая машина – произведение искусства! Джипни стали настоящим символом Филиппин, их изображения встречаются даже на сувенирной продукции. Посадка и высадка пассажиров осуществляется через задний проем, причем делается это зачастую прямо на ходу или во время остановки на светофоре. Водитель останавливается везде, где его попросить, – в Маниле нет регламентированных остановок. Иногда из-за шума и гама на дороге водитель не слышит голос пассажира, поэтому местные стучат монетами по железным поручням в джипни – это и есть сигнал остановки для водителя. По уровню комфорта джипни напоминает наши Газели. Здесь точно так же пассажиры передают сидящим впереди оплату за проезд. Проезд стоит сущие копейки, цена зависит от расстояния проезда. Отталкивающим в джипни для меня были только источаемые ими выхлопные газы. Стоя на оживленной улице, можно одновременно видеть пару десятков джипни, и каждый автомобиль тарахтит и извергает клубы сизого дыма. Двигатели работают на износ, и, наверное, их почти не обслуживают, а ремонтируют только когда те выходят из строя. Едкий запах и жаркая погода (+30) очень быстро выматывают и доводят до головной боли.

Вечером жара немного спадает, улицы становятся более свободными, появляется большое количество передвижных лотков с готовящейся едой. У нас даже возникло ощущение, что филиппинцы едят только раз в день, тратя вечером заработанные днем деньги. Как и во всей Юго-Восточной Азии, уличный шашлык здесь чаще делают не из мяса, а из различных потрохов и даже из куриных лап. В один из вечеров мы с мужем даже рискнули попробовать главное филиппинское национальное блюдо – балют (балут). Это вареное утиное яйцо со сформировавшимся 18-дневным зародышем с оперением и хрящами. На вкус балют как вареное куриное яйцо вперемешку с вареным же куриным мясом. Если не думать о том, что ты ешь полусформировавшегося цыпленка, то это вполне съедобно и даже вкусно.

Манилу не назовешь совершенно нецивилизованным городом с отсутствием современных мировых благ. Здесь есть университеты, современные торговые центры, кинотеатры, магазины и заведения общепита большинства мировых брендов, парки развлечений и много другое. А мобильные телефоны есть не только у горожан среднего класса, но и у многих тех, кто живет в трущобах.

Трущобы Манилы – это кварталы жилищ, стихийно построенные из всего, что удалось найти (доски, листы железа, рекламные баннеры и т.д.). 60% жителей Филиппин живут в трущобах. Пройти мимо них было невозможно, ведь зачастую такие кварталы соседствуют с деловыми районами и при этом могут простираться на многие километры. Централизованного водоснабжения и канализации в трущобах нет, но электричество кое-где присутствует. Среди гор грязи и мусора можно встретить работающие аттракционы и игровые площадки. Все дети обязательно ходят в школу, и очень бросается в глаза, что все они очень чистые и опрятные. Трущобы особой чистотой не отличаются, часто мусор сваливается прямо посреди жилой улицы, но многие семьи стараются поддерживать чистоту возле своего жилища. Стоит заметить, что неприятного запаха нет, гигиену исправно соблюдают и вещи регулярно стирают. Внешне люди из трущоб практически ничем не отличаются от жителей зажиточных районов.

Самое больше впечатление на Филиппинах на меня произвели именно люди. Филиппинцы – очень жизнерадостный, отзывчивый и открытый народ. Ни в одной стране нам не улыбались столько, сколько на Филиппинах. Миллионы людей живут здесь за чертой бедности, по нашим представлениям, это должно их очень угнетать и способствовать моральной деградации, но эти люди, вопреки своему окружению, просыпаются утром и начинают новый день с улыбкой.

Любопытный факт: Филиппины – единственная в Азии католическая страна. Это наследство от европейских колонизаторов. А еще филиппинцы очень хорошо разговаривают по-английски, даже детвора с интересом пыталась наладить с нами диалог из пока немногочисленных известных им фраз. Английский язык даже является одним из государственных языков.

В следующем номере продолжение статьи о Филиппинах: я расскажу о живом кладбище в Маниле, о рукотворном чуде света среди джунглей и о других деталях жизни филиппинцев.

Больше фотографий Филиппин, а также статьи о других путешествиях в моем фотоблоге по адресу: http://kulchenko.livejournal.com/ и в блоге Дениса: http://danlux.livejournal.com/.

Текст и фото: Анна Кульченко

25 8-5

25 8-2

Джипни во всей красе

25 8-3

Велотакси

25 8-4

Любопытный факт: Филиппины – единственная в азии католическая страна.
comments powered by HyperComments